20.04 2016

Заседание круглого стола

  20 апреля 2016 г. состоялся круглый стол на тему «Проблемы соблюдения прав граждан, снимающихся со стационарного социального обслуживания». Заседание было организовано уполномоченным по правам человека в Кемеровской области Н.А.Волковым совместно  с комитетом по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Совета народных депутатов Кемеровской области (председатель И.Н.Синицына), департаментом социальной защиты населения Кемеровской области (начальник Н.Г.Круглякова).

По данным государственной статистики в 1500 российских домах престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатах находятся 240 000 взрослых. Статистика по детям еще более впечатляющая. По данным Государственного периодического доклада Российской Федерации в Комитет ООН по правам ребенка в различных детских домах и домах-интернатах России постоянно находятся более 350 тысяч детей, из них лишь немногим более 30% - сироты и оставшиеся без попечения родителей. Оставшиеся более 200 тыс. - дети с нарушениями развития, прежде всего, психического, родители которых не лишены родительских прав, но семья вынуждена держать ребенка в интернате, поскольку не имеет никакой помощи в его воспитании.

Отмечено, что весомая часть взрослых, страдающих психическими заболеваниями, лишена дееспособности и находится под опекой. 
При таком масштабе проблемы необходима отлаженная система помощи и поддержки лицам, признанным недееспособными или ограниченным в дееспособности вследствие психического расстройства, целью которой являлось бы создание условий для достойного качества жизни таких лиц, а также для реализации их прав на развитие, лечение, реабилитацию, образование, труд. 

С этой целью на заседании был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан», который призван решить ряд основных задач. 
В законопроекте предлагаются изменения системы организации опеки и попечительства над гражданами, признанными недееспособными или ограниченными в дееспособности, а также детьми, оставшимися без попечения родителей, и не устроенными в семью (проживающими в детских домах). 
Введением в Гражданский кодекс РФ категории лиц ограниченной дееспособности вследствие психического расстройства, расширены правовые меры поддержки реализации правоспособности лиц с психическими и интеллектуальными нарушениями. Однако этого недостаточно для создания системы правовых механизмов, кардинально повышающих уровень гарантий соблюдения прав и свобод лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, и снижающих возможности для злоупотреблений со стороны опекунов (попечителей).
Важно отметить, что необходимость построения такой системы прямо следует из международных обязательств Российской Федерации.

В Российской Федерации вопросы, касающиеся правового статуса ментальных инвалидов, признанных недееспособными или ограниченных в дееспособности, традиционно относятся к институту опеки и попечительства. Между тем данный институт сформирован без учета современных тенденций в защите прав лиц с ментальной инвалидностью, упомянутых международных обязательств Российской Федерации.

Законопроект кардинально меняет приоритеты законодательного регулирования назначения опекуна или попечителя: устанавливается приоритет исполнения функций опекуна или попечителя физическим лицом перед их исполнением организацией, в том числе и в ситуации, когда возникает потребность в помещении подопечного под надзор в интернат. Наличие «внешнего» опекуна у подопечного, проживающего в интернате, обеспечивает решение проблемы «закрытости» положения граждан, нуждающихся в специализированном уходе и надзоре, и тотального попирания их прав и свобод. В интересах подопечного законопроект допускает также совместное исполнение функций опекуна или попечителя несколькими лицами (как физическими, так и юридическими). 
Кроме того, законопроект расширяет круг организаций, на которые могут быть возложены функции опекуна или попечителя, включая в их число организации, в которые подопечный не помещается под надзор (в отличие от интернатов). 
Законопроект содержит правила, нивелирующие риски, связанные с возложением обязанностей опекуна или попечителя на более широкий круг организаций и осуществлением таких функций несколькими лицами. Прежде всего, законопроектом четко определено, что юридическое лицо может стать опекуном (попечителем) только в том случае, если оно соответствует установленным законопроектом и принимаемыми в его исполнение нормативными правовыми актами требованиям и имеет в своем штате работников, отвечающих требованиям к опекунам и попечителям - физическим лицам и имеющих соответствующую профессиональную подготовку. Такие лица не могут одновременно оказывать подопечному социальные, образовательные и иные услуги. Назначение организации опекуном (попечителем) производится органом опеки и попечительства, он же осуществляет контроль за деятельностью указанного опекуна (попечителя). Законопроектом устанавливаются порядок совместного исполнения опекунами (попечителями) функций, солидарная ответственность всех опекунов (попечителей) за вред, причиненный подопечному любым из соопекунов (сопопечителей).

Законопроект также вводит ряд корреспондирующих норм, определяющих порядок учета мнения недееспособного гражданина, сбора информации о его предпочтениях для их учета при осуществлении опеки.

Предусмотрено создание комиссий по рассмотрению вопросов приема, выписки и временного выбытия из интернатов. В деятельности комиссии должны принимать участие органы социальной защиты, опеки и попечительства, специалисты по реабилитации и социальной адаптации лиц с психическими расстройствами. Комиссия проверяет добровольное согласие лица с психическими расстройствами с проживанием в интернате, оценивает потребности в помощи после выписки из интерната и содействует в ее получении. В ответ на возникающие в регионах трудности с возможностью реализации права недееспособного гражданина, проживающего в интернате, на отдых вне интерната, в том числе в неродной семье, законопроект регулирует порядок его осуществления.

Учитывая, что данные законодательные предложения позволят существенно улучшить качество жизни инвалидов, признанных недееспособными или ограниченных в дееспособности вследствие психических расстройств и создадут условия для их развития и реабилитации, принято решение о направлении положительного отзыва в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.